Во время посещения сайта Территория будущего. Москва 2030 Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie и данных о поведении на сайте с использованием метрических программ. Запретить обработку cookie можно через браузер.

Городская среда и туризм:
куда их синергия приведет в будущем

Преобразование городской среды, благоустройство и туризм тесно связаны: их синергия приводит к появлению новых привычек, росту локального патриотизма, расширению интереса к городу и выходу за привычное представление о поездке в Москву. О том, к каким эффектам в туризме развитие городской среды приводит уже сейчас и чего ждать в будущем, рассказали эксперты в истории, краеведении и урбанистике.

Москвичи как туристы в своем городе

В первую очередь изменение качества городской среды влияет на самих жителей. Благодаря созданию удобной логистики и запуску мегапроектов горожане получают не только возможность более комфортных перемещений, способ не зависеть от места работы и дома, но и шанс по‑новому открыть привычный город.

«Москва становится более приспособленной для того, чтобы проводить здесь свободное время».

Иван Митин
географ, доцент Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского

По словам Ивана Митина, благодаря новым проектам сами москвичи начинают осваивать свой город, все новые территории внутри Москвы вовлекаются в культурно‑туристский оборот. Как утверждает эксперт, москвичи начинают пристально следить за тем, что нового появилось в городе, где открылись новые общественные пространства, когда случатся обновления появившихся мест, и специально отправляются на поиски новых впечатлений.

«Москвичи в своем городе всегда туристы».

Филипп Смирнов
москвовед и историк

Развитие среды становится инструментом, который способствует процессам познания своего родного города. «Это позволяет людям после рабочего времени искать для себя новые маршруты: не ехать от метро на переполненной маршрутке, например, а пройтись пешком и увидеть новую приятную местность», — описывает этот процесс историк.

Новые привычки

Горожане начинают по‑новому смотреть на привычные территории и развивать нестандартные формы взаимодействия с городом. «Возникают новые привычки восприятия информации о городе. Например, на благоустроенных площадках возникают фестивали. Турист, приходя в отдаленный парк, уже знает, что здесь тоже можно чем‑то заняться: дети — на мастер‑класс, папа — на тренажеры, мама — на йогу, а параллельно с этим они еще и узнают что‑то новое об этой исторической местности», — рассказывает Смирнов.

Другим трендом, по словам эксперта, можно назвать необычные способы времяпрепровождения в городе.


«Например, бердвотчинг. Это тоже фактически туризм: ты приходишь ранним утром на Сокольнический пруд, смотришь, как там живут птицы, даешь им имена. Человек в благоустроенном городе начинает чувствовать себя совершенно иначе».


Так у горожан появляется и чувство локального патриотизма. «Сегодня в познавательном туризме наблюдается большой тренд на сопричастность. Например, народная реставрация — сбор пожертвований на интересные артефакты, обнаруженные в городе. Люди дадут 100 рублей на реставрацию исторической вывески, а потом будут гулять и показывать другим, что это с их помощью сделано и восстановлено. Важно, что человек ценит то, что добыл сам, так у него формируется особая связь с местом», — описывает тренд Филипп Смирнов.

Транспорт как способ познания

Исследовательский дух горожан поддерживает в первую очередь удобный транспорт и создание линейных общественных пространств, прогулочных маршрутов, единогласно утверждают эксперты.

«Москвичи стали узнавать свой город благодаря благоустройству транспортных артерий. Например, сделали набережную от Москва‑Сити до Таганки, 20 километров, появился огромный пешеходный и велосипедный маршрут».

Александр Васькин
москвовед и писатель

По словам Александра Васькина, строительство метро сделало доступными для прогулок районы, которые находятся на периферии. Сейчас намного проще добраться и погулять, например, в Коломенском, на Речном вокзале или в Останкино.

Отдельную роль в этом сыграл запуск Московского центрального кольца (МЦК). «Это транспортный проект, который формально никакого отношения к туризму не имеет. Однако после его появления москвичи открыли для себя, например, усадьбу Михалково. Это отличный пример того, как не относящиеся к туризму преобразования приводят к значительным изменениям именно в сфере туризма», — рассказывает Иван Митин.

«Многие люди сейчас ездят по МЦК с аудиогидом, который указывает им на интересные достопримечательности вокруг станций. Так современные транспортные проекты, преобразующие территорию, используются горожанами для того, чтобы обрести новые знания», — описывает новые практики Филипп Смирнов.

Возвращение истории в город

Работа с исторической средой — часть комплексного процесса преобразования города.


По словам Смирнова, за последние 10 лет в Москве реализована «самая масштабная в мире реставрационная программа».


Эксперт называет самым ярким примером ВДНХ: «Происходит перезагрузка территории, открытие новых точек притяжения, возникает интерес к изучению истории. Параллельно идет работа в архивах, все это превращается в большой труд, который приводит к тому, что посещаемость этого объекта — одна из самых высоких в стране».

С важностью таких проектов соглашается и Александр Васькин. «Выставка пережила второе рождение. В 90‑е ВДНХ представляла собой унылую картину, там просто торговали вдоль главной аллеи. Сейчас территорию не узнать. Работают павильоны, фонтаны, сюда хочется приходить, гулять, кататься на велосипеде».

Когда‑то выключенные по разным причинам территории возвращаются в город. «Среда — нечто общее, связанное одной идеей, одной целью. Ее создает не строительство новых, аморфных, порой чужеродных объектов, а наполнение уже существующих новыми смыслами. Например, важный сейчас тренд — создание арт‑объектов на бывших промышленных территориях. Люди узнают о территории, приходят сюда — и не просто поесть на фудкорте, но и посмотреть произведения искусства», — приводит пример Васькин.

Смещение фокуса

Исторический центр города, перезагруженный благодаря программе «Моя улица» 10 лет назад, сработал на взрывной рост трафика. «Благодаря благоустройству улиц расцвел стрит‑ритейл, появилось место, куда можно прийти и где будет хорошо и интересно», — рассказывает Иван Митин.


Теперь благодаря проектам благоустройства туризм распространяется все дальше от центра.


«Сначала мы делаем комфортной городскую среду для местных жителей, затем ее начинают осваивать москвичи из других районов, приезжающие сюда, чтобы гулять, посещать интересные события. А потом вслед за москвичами‑экскурсантами новые маршруты осваивают уже туристы. Получается, что комфортная городская среда создает возможности для того, чтобы туристы получали новые сценарии, развивались новые виды туризма», — описывает процесс Митин.

По его словам, сейчас у туриста, ориентированного на культурно‑познавательный досуг, происходит смещение фокуса. Ему уже не интересно в очередной раз посетить Третьяковскую галерею, туристский опыт становится более разнообразным, например, такой путешественник может съездить в Серебряный Бор или сходить на спортивное мероприятие.


Появляется такой феномен как «медленный туризм» — семейный спокойный отдых, который развивается во многом благодаря инфраструктуре.


«Постепенно формируется ряд новых нетипичных туристских маршрутов. Например, на платформе „Красный Балтиец“ открыт музей, где можно посмотреть паровоз. Очень любопытный объект», — приводит пример Филипп Смирнов. — «Или парк при Северном речном вокзале. Это прорыв последних лет. Абсолютно забытое транспортное предприятие, которое было интересно только водникам, после реставрации вошло во все туристические сборники». Сегодня люди специально едут туда для того, чтобы посмотреть на объект, которого раньше на туристической карте города просто не было.

Наконец благоустройство, как и туризм, обладает значительным мультипликативным эффектом. «В среднесрочной перспективе благоустройство приведет к ряду других положительных изменений на местности: начиная от возникновения новых рабочих мест и налогов, заканчивая ростом местного патриотизма и возникновением новых, нестандартных туристических троп», — резюмирует Филипп Смирнов.