Во время посещения сайта Территория будущего. Москва 2030 Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie и данных о поведении на сайте с использованием метрических программ. Запретить обработку cookie можно через браузер.

Как Москва стала городом в смартфоне

Наша жизнь неразрывно связана с гаджетами. Новое поколение, поколение альфа, даже называют людьми, которые родились со смартфоном в руках. И окружающая жизнь отвечает на эти изменения. Город тоже не остается в стороне — сегодня большинство вопросов к Москве горожане и путешественники могут решить в смартфоне. Рассказываем, как столица создала крупнейшую в мире единую платформу городских услуг и сервисов.

Единое окно

Главное достижение в цифровизации города — это создание единого окна. Сегодня больше 420 услуг и сервисов для жизни, бизнеса, путешествий сосредоточены на одной платформе — портале Мэра Москвы mos.ru. С его помощью свои вопросы уже решает больше 15,9 млн пользователей. За чуть больше, чем 13 лет, которые существует цифровая система, за услугами и сервисами к ней обратились более 4,2 млрд раз. И все 100% массовых социальных услуг Москвы сегодня представлено в электронном виде.

Можно сказать, что цифровизация прямо влияет не только на комфорт пользователей, но еще и на экологию — благодаря отказу от бумажного документооборота удалось сэкономить минимум 750 млн листов бумаги.

Город как сервис

Чтобы к цифровой экосистеме хотелось обращаться снова и снова, нужен доступный и быстрый интернет. Москва добилась практически уникального по доступности, качеству и скорости интернета, а также создала самую большую сеть Wi‑Fi в Европе — она насчитывает больше 27 тысяч точек доступа, в том числе в музеях, парках и других общественных пространствах, а еще в общежитиях вузов.

Город как сервис помогает с любым вопросом, и здесь флагманами становятся каналы обратной связи с жителями: горячие линии Общегородского контакт‑центра и более 15 чатов, куда обращаются горожане, чтобы задать вопрос и получить грамотные ответы как от виртуального помощника (чат‑бота), так и от специалистов. За десять лет голосовой помощник на горячих линиях принял около 160 миллионов звонков, а самый востребованный у москвичей чат‑бот на портале mos.ru с 2020 года обработал больше 9 миллионов сообщений. Всего с 2011 года, когда был запущен Общегородской контакт‑центр, жители обратились на его линии больше 365 миллионов раз.

Москвичи стали первооткрывателями цифровых услуг и сервисов, но система не стоит на месте, постоянно адаптируясь к новым возможностям города и новым потребностям горожан.

Здесь и вывоз ненужных вещей, и библиотечный сервис, где можно забронировать одно из более 14 миллионов изданий из фондов городских библиотек, и туристический сервис RUSSPASS с уникальным конструктором путешествий, благодаря которому можно создать свой идеальный маршрут.

Экосистема цифровых услуг и сервисов направлена на разные аудитории и охватывает разные форматы — от возможности арендовать городское пространство для предпринимателей до стимула заниматься благотворительностью. Сегодня можно онлайн подобрать площадку для своего мероприятия в более чем 1500 музеях и библиотеках, а для подопечных 94 проверенных некоммерческих организаций дистанционно собрано уже больше 157 млн рублей.

Граждане, имеющие право на льготу, могут оформить карту москвича онлайн через портал mos.ru. С ее помощью можно пользоваться бесплатным или льготным проездом в городском транспорте, получать скидки, брать книги в библиотеке и многое другое. Сегодня карта есть почти у 5 млн горожан.

Все цифровые сервисы города — от записи в поликлинику до регистрации на события — доступны с помощью одного логина. Это избавляет от постоянных перерегистраций и потребности запоминать новые пароли.

Эффект масштаба

Многие цифровые инструменты не заметны обычному москвичу. Цифровизация городских сервисов помогает не только отдельным пользователям, но и целым отраслям бизнеса и городского хозяйства. С помощью цифрового двойника Москвы можно планировать новое строительство, видеоаналитика помогает контролировать качество уборки и благоустройства города, а инвестиционный портал столицы помогает привлекать новые ресурсы. Все работы по благоустройству планируются и контролируются в цифровом виде на единой платформе, что позволяет учесть необходимые вводные при проектировании.

Цифровая система способствует и большим городским реформам. Так, в рамках реализации программы реновации был развернут суперсервис «Переезд по программе реновации», с помощью которого можно записаться на осмотр квартиры, заключить договор, записаться к нотариусу, запросить помощь при переезде и устранить строительные дефекты, если они возникли. С 2020 года москвичи получили от суперсервиса уже более миллиона уведомлений.

решенных проблем
через сервис
«Наш город»

Стать участником

Уникальная экосистема цифровых платформ позволяет каждому жителю участвовать в жизни Москвы — на уровне дома, района и всего города. Она «прошивает» все сферы городской жизни. Так, жители 99% многоквартирных домов присоединились к платформе «Электронный дом» и могут проводить общие собрания собственников и другие голосования среди соседей онлайн. Если возникла неполадка в доме, во дворе или на улицах города, достаточно всего лишь сделать фото и отправить на сервис «Наш город». Благодаря сервису решено уже более 9,6 млн. вопросов москвичей.

Сегодня 40% взрослых горожан вовлечено в принятие решений в электронном виде в разных форматах.

Пользователям проще быть проактивными, если есть удобные инструменты — так, на платформе «Город идей» собралось уже более 540 тысяч участников, а свыше 7200 инициатив уже реализованы. Проект «Город заданий» позволяет желающим контролировать работу городских служб, участвовать в экологических, спортивных и просветительских акциях — в проекте выполнено уже больше 2,54 млн. заданий. Более 270 млн. мнений поступило от горожан с помощью проекта «Активный гражданин». Сегодня Москва находится в процессе создания интуитивного «облачного» города, который бесшовно и незаметно сопровождает москвичей, запрашивая только недостающие данные.

Свыше

7200

Инициатив на платформе «Город идей» уже реализованы