Во время посещения сайта Территория будущего. Москва 2030 Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie и данных о поведении на сайте с использованием метрических программ. Запретить обработку cookie можно через браузер.

Каким будет образование поколения альфа

Каждому поколению присваивается название в соответствии с буквой латинского алфавита. На зумерах алфавит закончился и начался заново — поколение тех, кто появился на свет в 2010‑2024 годах, теперь называют альфа. Их уже считают «детьми гаджетов» — людьми, родившимися со смартфонами в руках. Такие дети подкованы технически, обладают широким кругозором и воспитываются в разнообразной культуре. Как и чему учить альфа-детей, чтобы это было эффективно, и как на вызовы образования нового поколения отвечает Москва, рассказываем в этом материале.

Единая цифровая платформа: уроки, справки, контент

Главный тренд поколения альфа — цифровизация образования. Для цифровой образовательной среды в Москве есть все — от интерактивных досок до робототехники и ИТ‑полигонов. Ответом на этот тренд стала и «Московская электронная школа» — уникальная экосистема, которая дважды вошла в топ-100 главных образовательных проектов мира. МЭШ позволяет всем учителям, школьникам и родителям пользоваться электронным дневником, журналом и библиотекой.
100
%
московских школ подключено к системе
К системе подключено 100 % московских школ и 3 млн пользователей, и это не предел — технологии и наработки МЭШ стали основой федеральной информационной системы «Моя школа» и уже применяются, например, в Московской, Тюменской и Калужской областях, а также в Татарстане и Дагестане.
МЭШ выступает и как элемент образовательной траектории ребенка, и как хранилище контента, и как инструмент коммуникации между родителями и городскими сервисами. Так, в МЭШ можно узнать оценки ребенка, воспользоваться интерактивными цифровыми учебниками и передать в электронном виде информацию из городской поликлиники, не тратя время на бумажные справки.

Профессия со школы

Еще одна важная составляющая образования поколения альфа — ранняя профилизация. Школе уже недостаточно давать базовые знания, задача максимум — дать профессию. В ответ на этот тренд в Москве принят новый стандарт предпрофессионального образования. Проект ориентирован на то, чтобы ученики 10–11 классов могли получить углубленную подготовку к будущей профессии в области медицины, инженерии, ИТ, предпринимательства, медиаиндустрии и педагогики. Программы предпрофессионального образования включают не только учебу в школе, но и занятия в колледжах, вузах и на предприятиях, а также знакомства с актуальными профессиями во флагманских городских компаниях, проектную и исследовательскую деятельность.
Местами получения профессии будущего становятся и колледжи. Сегодня 63 московских колледжа предоставляют более 170 направлений и специальностей.
В основе образования — практико‑ориентированный подход. Сотрудничество с крупнейшими госкорпорациями и бизнес‑компаниями, а также профильными департаментами города позволяет обеспечить тонкую настройку системы среднего профессионального образования под конкретные запросы работодателей города. За время обучения в колледже молодые люди осваивают от одной до трех профессий, а последующее трудоустройство не вызывает проблем, поскольку программы разработаны совместно с будущими работодателями.

Образовательная траектория

Главным доказательством инновационности образования становятся успехи учеников. В столице разработан новый формат подготовки к ЕГЭ. Он включает индивидуальные учебные планы в соответствии с выбранными экзаменами и специальные практикумы в группах, сформированных по уровню знаний школьников.

Такой подход оказался эффективным: почти в два раза больше (в сравнении с 2023 г.) столичных школьников набрали в сумме 300 баллов по трем предметам. В последнее десятилетие выпускники московских школ успешно конкурируют с лучшими выпускниками страны и мира — доля москвичей‑первокурсников в ведущих вузах России увеличилась почти в три раза.

Московские школьники бьют рекорды и в олимпиадном движении. С 2010 года столичных победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стало больше в 5 раз, но и на этом москвичи не останавливаются — они участвуют и в международных олимпиадах, где завоевывают в два раза больше призовых мест.

Инклюзивность

Сегодня в каждой новой школе создана безбарьерная доступная среда, а 100 % детей с инвалидностью, изъявивших желание, учатся в школах Москвы.

Образовательное пространство расширяется, и сам город становится школой. Городские культурные пространства — музеи и парки, библиотеки и дворцы культуры — становятся учебными площадками. Больше того, они становятся местами для профориентации для школьников со всей России — благодаря проекту «Город открытий» старшеклассники могут пройти один из 8 образовательных треков, побывать на действующих предприятиях и флагманских производствах и попробовать профессию мечты в деле.

На будущее

Вызовы, которые стоят перед системой образования, меняются каждый день.

В планах Москвы задавать тенденции и делать образование актуальным для нового поколения. Главная ставка — на персонализацию образования. Для каждого ученика будут доступны индивидуальные образовательные траектории с подборкой контента и использованием современных сервисов.

Продолжится и трансформация среднего профессионального образования — от профильного базиса к навыкам и потребностям XXI века.

Система будет выстроена с учетом потребностей экономики и промышленности города. Она будет формировать новые компетенции специалистов будущего, в том числе цифровые.

Нацеленность на будущее позволит сохранить качество массового образования и дать поколению альфа путевку в жизнь, полную открытий и возможностей для самореализации