Во время посещения сайта Территория будущего. Москва 2030 Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie и данных о поведении на сайте с использованием метрических программ. Запретить обработку cookie можно через браузер.

Молодые поколения создают транспортные тренды в Москве будущего

9 сентября

Новые поколения московских жителей формируют тренды в развитии московского транспорта. Зумеры и поколение Альфа отдают предпочтение общественному транспорту и альтернативным видам передвижения. О свежих тенденциях в транспортной системе столицы и их воплощении на форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказала руководитель проектов новой мобильности Департамента транспорта города Москвы Полина Стасюк.

Главные запросы — микромобильность и экономия времени

Развитие новой мобильности — главный тренд последних лет. Многие перешли на удаленный формат работы, меняются сценарии поведения жителей больших городов. Молодежь сегодня задает высокий спрос на средства индивидуальной мобильности (СИМ — электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и т. д.) и велосипеды. Пользователи рассматривают новые виды транспорта как микромобильные средства передвижения.

Электросамокаты и электровелосипеды помогают снизить количество поездок на личных автомобилях и общественном транспорте, уменьшая пробки и нагрузку на экологию. По данным на 2025 год, ежедневно в Москве совершается около 330 тысяч поездок на арендованных электросамокатах.

Молодые пользователи чаще всего используют микромобильный транспорт по двум сценариям. Первый — дополнение к общественным или личным видам транспорта. Таких поездок совершается более 85% — для молодых людей важна скорость и удобство пересадок. Но в 2025 году прослеживается и второй сценарий: некоторые пользователи рассматривают электросамокат как самостоятельный вид транспорта, на котором можно добраться на работу или учебу.

Москва предлагает молодым уникальный подход

Подход Москвы к запросам молодого поколения можно назвать уникальным не только в масштабах России, но и в сравнении с мировыми практиками. Город внедряет целый комплекс мер, который делает использование новых видов транспорта удобным и безопасным. Так, работа операторов аренды в Москве регулируется с 2018 года офертой ГКУ ЦОДД (публичной офертой о заключении договора использования городских парковок для велотранспорта и электросамокатов, размещенной на сайте ГКУ ЦОДД). Транспортный комплекс совместно с операторами принимают решения по совершенствованию инфраструктуры в городе, совместно выявляя точки, где нужна дополнительная велоинфраструктура.

На сегодняшний день в Москве формируется два типа инфраструктуры. Во-первых, линейная — велодорожки, велополосы и маршруты для движения. На 2025 год в Москве уже нанесено около 600 км линейной велоинфраструктуры. Во-вторых, парковочная — специально выделенные зоны для парковки СИМ и велосипедов. Они помогают решить проблему хаотичной парковки, упорядочивают пространство, делают использование СИМ предсказуемым, а городской ландшафт — более безопасным и комфортным. В Москве в 2025 году установлено более 18 тысяч велопарковок, и их число продолжает расти.

Транспортный комплекс и операторы аренды определяют, где происходит большее пересечение пешеходов с транспортом и нужно ввести медленную зону, а где, напротив, движение спокойное и можно ехать свободно. В будущем на основе этих данных город научится строить наиболее безопасные и удобные для СИМ маршруты и советовать их пользователям.

Москва — мировой лидер по технологичности транспортной сети

Москва по праву считается одним из мировых лидеров по технологичности транспортной системы. Этого удалось достичь благодаря сразу нескольким факторам. Развитая инфраструктура — первое условие для комфортных и безопасных поездок по городу. В Москве создано более 18 тысяч велопарковок, современные крытые велобоксы, парковочные разметки, сеть велополос и велодорожек. Это обеспечивает комфортные условия для хранения и использования средств индивидуальной мобильности и велосипедов.

Второй фактор — цифровой контроль и аналитика. Нарушения правил дорожного движения фиксируются камерами фото- и видеофиксации, работает ситуационный центр СИМ в ЦОДД, весь парк средств индивидуальной мобильности оснащен укрупненными номерами единого формата. По данным на август 2025 года, аварийность снижается по всем показателям: на 55% сократилось общее количество ДТП и раненых, на 48% снизился показатель ДТП на 100 тысяч поездок.

Отдельное внимание уделяется цифровым решениям для удобства пользователей. Так, арендные электросамокаты предоставляют следующие технологические инструменты: голосовой помощник, двойные подножки для большей устойчивости, номерные знаки, яркая подсветка для безопасного передвижения в вечернее время. Еще есть держатель для телефона с беспроводной зарядкой, который позволяет заряжать устройство прямо в пути — за полчаса поездки заряд смартфона восстановится в среднем на 40%. Все это в комплексе делает московский транспорт не просто удобным и безопасным, но и высокотехнологичным, задающим стандарты для крупнейших мегаполисов мира.

Транспорт в Москве будущего

Транспорт Москвы будущего будет еще более технологичным, удобным и безопасным. В ближайшие годы произойдет устойчивый переход на микромобильный транспорт: все больше москвичей будут пользоваться электросамокатами, электровелосипедами и сервисами проката.

Уже сегодня доступна верификация пользователей через mos.ru. Верификация через портал mos.ru — это подтверждение личности пользователя в сервисах аренды. Она нужна для повышения безопасности: исключает доступ в сервис детям и подросткам и помогает привлекать к ответственности нарушителей ПДД. Данная система также начала работать и для сервисов краткосрочной аренды автомобилей — каршеринга — с сентября 2025 года.

Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры. Сеть парковочной и линейной инфраструктуры продолжит расширяться. И, конечно, главным приоритетом останется безопасность. Уже в ближайшие годы целевая модель — менее одного ДТП на 100 тысяч поездок. Это означает, что московский транспорт станет не только самым современным, но и безопасным для всех участников движения.

Кроме того, операторы тестируют разные технологичные решения для повышения безопасности поездок, например, датчик определения веса пользователя. Это поможет исключить поездки на одном самокате вдвоем. Еще одно планируемое в будущем нововведение — технология, которая позволит выявлять опасное вождение — самокаты смогут анализировать тип покрытия (дорога, велодорожка, тротуар), определять препятствия на пути и объезжать их. Все это сделает самокаты более безопасным и предсказуемым в потоке городским транспортом.

Транспортные тренды на форуме «Территория будущего. Москва 2030»

На «Территории будущего. Москва 2030» можно увидеть практически все указанные тренды. Например, в «Манеже» на выставке «Та самая Москва» гости могли узнать о применении новых цифровых решений, открыть для себя мир городского транспорта в увлекательной игре, а также узнать о карьерных возможностях в этой столичной сфере.

Например, в части микромобильности на форуме особое внимание было уделено развитию новых видов транспорта. Обсуждалось развитие инфраструктуры новых видов мобильности в городе, а также как анализируют потоки самокатов и многие другие темы. Благодаря лекциям и дискуссиям гости могли понять, что СИМ не просто удобный способ передвижения для поездок на короткие расстояния, но и полноценный элемент транспортной системы будущего. Оценить преимущества и удобства новых средств индивидуальной мобильности можно было и лично — во время экскурсий на электросамокатах, которые проводились в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030».
------
«Территория будущего. Москва 2030» — это возможность в масштабах всего города познакомиться с будущим, опробовав его технологии, которые уже сегодня применяются в столице. Дети и взрослые могут пообщаться с роботами и искусственным интеллектом, посмотреть на работу современного беспилотного транспорта, поиграть на технологичных спортивных площадках, изучить новые образовательные, медицинские и промышленные инновации, погрузиться в VR-пространство и многое другое.

Масштабный форум проходит в рамках проекта «Лето в Москве». До 14 сентября на десятках площадок представлены культурные, спортивные, образовательные и другие мероприятия, посвященные развитию одного из самых современных мегаполисов мира.