Во время посещения сайта Территория будущего. Москва 2030 Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie и данных о поведении на сайте с использованием метрических программ. Запретить обработку cookie можно через браузер.

От наброска на холсте до мультимедиаэкрана: как работают художники нового цифрового искусства — рассказали на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030»

28 августа 2024
Зарядье

В «Зарядье» проходит форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030», одно из ярких событий которого — фестиваль медиаарта «Город света». Организаторы и участники, талантливые цифровые художники, рассказали, где сегодня можно выучиться на медиахудожников, как создаются подобные работы и какие инструменты для этого нужны, а также чем медиаискусство отличается от классического.

«Рынок медиаарта достаточно насыщен, и новые художники появляются постоянно, — рассказал куратор фестиваля „Москва 2030. Город света“ Андрей Михайловский. -Вопрос только в том, чем отличаются именитые художники от новичков. Ответ — в глубине, в подходах, в смыслах, которые художники поднимают своим творчеством. Хотя работы новичков тоже бывают гениальными.
Иногда может быть так, что технически работа несложная, но с помощью простых материалов и средств автор затрагивает глобальный вопрос. И это производит впечатление, удивляет и заставляет подумать.

Художники первыми чувствуют изменения, они как будто метеозависимые, только в культурном смысле», — отметил Андрей Михайловский.

По его словам, классическое и цифровое искусство во многом схожи, ведь приемы художественной выразительности, по сути, одинаковы. Композиция всегда соответствует идее. Например, классические художники подбирают кисти и холст, а цифровые — свет, звук и объект, на котором будут отображать свой взгляд на мир. Холстом для современного художника может быть крона дерева, поверхность водоема, туман, а вместо кистей — современное программное обеспечение, датчики, системы контроля и слежения, световые управляемые приборы или проекционное оборудование.

«Разница между академическим искусством и современным мультимедийным заключается в том, что художники постоянно ищут новые средства выразительности. Оторвавшись от традиций, современные художники постоянно переизобретают велосипед. С одной стороны, это большая и сложная задача, а с другой — невероятно интересная. И благодаря этому искусство показывает себя в новых гранях», — считает один из авторов инсталляции PSR J1032-5804 Кирилл Рейв. По его словам, самое главное для художника — насмотренность и четкое представление о том, что ты хочешь сделать. Только после этого нужно приступать к осуществлению своей задумки.

«Инструментов у цифровых художников очень много: от популярной сейчас нейросети до базовых 3D-редакторов. Но на самом деле никто тебя не спросит, какой программой ты пользовался. Самое главное — чтобы проект состоялся, чтобы инсталляция стояла на месте прочно, работала и радовала глаз», — говорит художник.

Фестиваль «Москва 2030. Город света» в определенной степени выполняет и профориентационную функцию. Ведь некоторые посетители могут так вдохновиться, что захотят связать с медиаартом свою дальнейшую профессиональную жизнь.

«Для тех, кто хочет заниматься медиаинсталляциями, есть авторские курсы от мастеров, которые этому учат, — говорит медиахудожник Кирилл Рейв. — Кроме того, можно устроиться на работу в компанию, которая занимается этим направлением, и в ней набраться опыта. Самое главное, чему стоит научиться, и учиться этому придется самостоятельно, — это уникальный код того, что хочешь сделать именно ты».

Элина Бутарева, арт-директор, медиахудожник студии «Сигнатура», которая представила на фестивале инсталляцию «Русское поле», считает, что современный творец должен знать историю искусств и получить надежную профессиональную базу, а затем искать свой путь. Сама Элина по первому образованию дизайнер-иллюстратор, окончила Университет печати, затем училась в Британской высшей школе дизайна на арт-директора и продюсера.

Москва — город, где каждый, кто тянется к цифровому искусству, может проявить себя, считает Элина Бутарева: «Здесь большой выбор площадок, чувствуется желание города делать новые большие мероприятия и развиваться в этом направлении. Мне кажется, вообще в целом город предоставляет очень много ресурсов».
С многообразием современного медиаискусства до 8 сентября можно познакомиться в парке «Зарядье».

«Фестиваль медиаарта „Москва 2030. Город света“ — это возможность увидеть работы лучших цифровых художников не только из России, но и из других стран. Посмотреть, сравнить, как развиваются технические средства художественной выразительности, какие есть тренды. И это действительно уникальный шанс познакомиться с трехмерными арт-объектами, инсталляциями, а здесь их два десятка! Сегодня в „Зарядье“ к современному искусству можно в прямом смысле прикоснуться. Непередаваемое ощущение, этого не найти в интернете», — говорит исполнительный продюсер площадки «Зарядья» форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» Марина Лопаткина.

«Мы с вами каждый день сталкиваемся с реальностью, в которой существуем. И каждый раз думаем о том, что будет завтра, или через три дня, или через пять дней. Но почему бы не прийти на фестиваль и не поразмышлять о том, каким город будет в будущем — может быть, через 5, 10, 30 лет? Работы художников как будто подсказывают нам, каким может быть наше с вами будущее. Например, как технологии смогут сосуществовать с природой. А вдруг действительно вокруг нас будут биотехноцветки наподобие того, который нам представила инсталляция Florpass?» — отметил Андрей Михайловский.

За программой форума-фестиваля в «Зарядье» удобно следить на сайте форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» и на сайте площадки «Москва 2030. Культурный город». А какой будет столица России в 2030 году, можно узнать из стратегии развития Москвы.

«Территория будущего. Москва 2030» — форум-фестиваль, который представит москвичам и гостям столицы главные инновации и достижения во всех сферах жизни города. С 1 августа по 8 сентября больше чем на 30 площадках фестиваля проходят культурные, спортивные, образовательные и другие мероприятия, посвященные развитию одного из самых современных мегаполисов мира. Масштабный проект позволит смоделировать образ столицы и увидеть, какой она будет уже через несколько лет.