Во время посещения сайта Территория будущего. Москва 2030 Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie и данных о поведении на сайте с использованием метрических программ. Запретить обработку cookie можно через браузер.

Рестораторы Москвы назвали
главные гастротренды последних лет

В Москве работает более 22 тысяч гастрозаведений — это значит, что в столице можно каждый день завтракать, обедать и ужинать в разных местах в течение двадцати лет. Число ресторанов и кафе продолжает расти, их облик и меню — трансформироваться. Рестораторы рассказали, какие изменения случились с их отраслью за последние годы, как ее помогают развивать масштабные городские события, а также о новых и старых вкусовых привычках москвичей и туристов.

Влияние фестивалей

На городских фестивалях еда все чаще играет особую роль: становится не просто перекусом для гостей, но отдельным событием. Проходят кулинарные поединки, дегустации, представление новых заведений и новых блюд. Например, в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» состоялся конкурс «Десерт будущего», итоги которого подвели в сентябре. В нем приняли участие 30 кафе, пекарен, ресторанов и отелей. Как ранее сообщила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина, за время трехнедельного фестиваля гости съели более 2500 десертов. Среди самых интересных и вкусных позиций — шоколадный мильфей, сладкий десерт в виде суши, а также варенец с вареной сгущенкой, мороженым и брусникой в вине.
Победила команда отеля Sheraton SkyPoint Luxe: они представили десерт «Оливка», особенность которого — сочетание сладкого вкуса внутри сферы и желе из сухого мартини. Именно этот десерт выбирали и пробовали гости чаще всего. Десерт «Пина-колада» с кокосовым муссом, начинкой из ананаса, томленного с цедрой лайма в креме, был выбран членами жюри как самый вкусный десерт нового поколения, его автор — ресторан Miss You. В состав жюри вошли гастрокритики и представители СМИ, присутствующие на церемонии награждения.
«Фестивали помогают популяризировать кухню среди туристов и людей, далеких от гастрокультуры. Они дают возможность шеф-поварам экспериментировать с традиционными и современными техниками приготовления блюд, привлекают в отель новых гостей», — говорят представители Sheraton SkyPoint Luxe.
Популярность национальной кухни

По словам рестораторов, растет интерес к заведениям, которые сосредотачиваются на одной кулинарной традиции. Рестораны русской кухни открываются и пользуются популярностью далеко за пределами страны — на Шри-Ланке, в Дубае, — но спрос на них остается высоким и в Москве.

Тренд на русское отражается и в винных картах.
«Туда все больше входит русское вино. Это отчасти обусловлено тем, что, работая с русским продуктом, мы имеем меньше рисков и более уверены в качестве, а отчасти это проявление моды на все русское», — рассказывает Сергей Миронов, ресторатор, учредитель сети ресторанов «Мясо & Рыба».

Баир Менжиков, основатель байкальского и бурят-монгольского ресторана Sansar отмечает, что популярна сегодня не только русская кухня, но и в принципе любая этническая, аутентичная. Те москвичи и гости города, кто еще пару лет назад делал круглые глаза при специфических названиях блюд, сейчас приезжают за ним с других концов Москвы и даже из других городов.

Пять лет назад рестораны русской кухни были пустыми, чаще всего это была дешевая забегаловка. Пафосными и дорогими были рестораны европейской кухни, например итальянской, высоко ценились и азиатские заведения, китайские, японские. Сейчас эта ситуация изменилась: в Москве в рестораны русской кухни модно приходить, модно пробовать русские блюда. Это происходит на фоне популяризации русской культуры в целом
Виктор Белей
шеф-повар ресторана Uhvat, участник конкурса «Десерт будущего»

Демократичность

«За последние десять лет ресторанная сцена Москвы существенно изменилась. В начале 2010‑х особое внимание уделялось роскоши, громким открытиям и известным международным брендам, а сегодня в центре внимания уютные заведения, локальные кафе и гастробары, где приоритет отдается качеству, а не масштабу», — отмечает команда отеля Sheraton SkyPoint Luxe.

Кроме того, растет количество новых ресторанов, где можно найти блюда абсолютно на любой вкус.

Высокого уровня достиг фастфуд: создаются новые концепты и идеи, открываются новые заведения, и уличная еда наконец-то стала интересной. И, конечно, в пандемию Москва привыкла к доставке — у большинства ресторанов она есть.